Детский травматизм и его профилактика
Одной из самых актуальных проблем общества есть остается детский травматизм.
Десятки миллионов детей ежегодно нуждаются в медицинском уходе по всему миру в стационарных клиниках в связи с травмами. За прошедший год количество детских травм увеличилось с 4810 до 6447 по данным отчета по г. Новороссийску. В стационарной помощи нуждались 780 человек.
Основной вид травм это бытовой, который состовляет в детстве до 65%. чаще всего это связанно с невнимательностью родителей.
- Основные виды травм, которые дети получают дома и их причины:
- это падение с кровати, стола, стула, подоконника;
- ожоги от горчей плиты, утюга и кипятка;
- поражение током от несправных электроприборов;
- отравление химическими веществами;
- удушье от мелких предметов;
Многих серьезных травм можно избежать, если родители и воспитатели будут внимательно следить за своими детьми и заботиться о том, чтобы их окружение было безопасным. Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них.
Падение – это обычный аспект развития детей и часть процесса приобретения навыков ходить, бегать, прыгать, карабкаться, обследовать окружающую среду и справляться с возникающими в ней ситуациями. К счастью, большинство детей падает, получая при этом лишь незначительные порезы или ушибы. Однако некоторые падения превышают по силе упругость человеческого тела и способность поверхности контакта поглотить передаваемую при этом энергию. Это делает падения значимой причиной детского травматизма, включая травмы, приводящие к постоянной инвалидности и гибели.
Черепно-мозговые травмы - это самый распространенный отдельно взятый (и потенциально самый тяжелый) тип травматизма, от которого страдают дети. Однако самую распростаненную категорию неумышленных травм, требующую госпитализацию детей в возрасте до 15 лет, составляет переломы рук и ног.
Травмы в результате дорожно-транспортных происшествий и падения с высоты являются главными причинами детской инвалидности, связанной с травмами, однако на них приходится меньший проценкт по сравнению с бытовой травмой.
По мере того как дети вырастают, их жизнь выходит за пределы своего двора и они попадают на местные дороги, подвергаются опасностям и рискам. Несмотря на то что дети пользуются дорогой как пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты и пассажиры транспортных средств, во многих странах не учитываются потребности детей в дорожной инфраструктуре. В некоторых странах дети даже работают, играют или живут вблизи дороги. Такая беззащитность, наряду с другими присущими детству факторами риска, делает детей еще более уязвимыми на дорогах. Дети подвержены опасности дорожно-транспортного травматизма в силу множества разнообразных причин. Если установить и понять факторы, ставящие детей под угрозу попасть в дорожно-транспортное происшествие или получить травму, то можно в значительной мере помочь их предотвращению. Во всем мире опасность получения детьми травм в результате дорожно-транспортных происшествий с возрастом повышается, что отражает как увеличение подверженности риску, так и разницу в том, как дети разных возрастов пользуются дорогой. Например, дети младшего возраста чаще ходят в сопровождении родителей, в то время как дети более старшего возраста начинают везде передвигаться самостоятельно: сначала пешком, затем ездить на велосипеде, мотоцикле и, наконец, начинают водить транспортное средство. Опасности связаны с физическим и когнитивным развитием, рискованным поведением и влиянием сверстников.
Водители-подростки – это особая группа риска. На единицу преодолеваемого расстояния вероятность попадания в аварию с летальным исходом у 16-летних водителей более чем в два раза выше, чем у 20–24-летних, и в 4 раза выше, чем у 25–29-летних водителей. При одинаковом опыте вождения начинающие водители в возрасте 16–19 лет также попадают в аварии чаще, чем начинающие водители старшего возраста. Первые не только чаще ездят в состоянии алкогольного опьянения, но, к тому же, и само алкогольное опьянение сильнее влияет на качество их вождения. В число дополнительных факторов риска входят склонность к превышению скорости, неиспользование ремня безопасности, пользование мобильным телефоном или другим отвлекающим внимание устройством, утомляемость от вождения или нарушение правил дорожного движения.
- взрослые обязаны обучить ребенка правилам поведения на дороге, в машине и общественном транспорте, а так же обеспечить безопасность ребенка в транспорте.
- Обучение вождению не является эффективным способом уменьшения дорожно-транспортного травматизма, есть данные о том, что такая стратегия может увеличить показатели травматизма
- изучение правил дорожного движения в школах и детских садах. Переход дороги только со взрослыми.
- использования защитных средств в транспортных средствах, например, детских пассажирских удерживающих систем, дополнительных подушек, позволяющих детям использовать стандартные ремни безопасности, а также размещения детей на задних сиденьях. В случае аварии правильно установленные и используемые детские удерживающие системы могут снизить показатель смертности среди детей младшего возраста на 70%, среди маленьких детей возрастом 1–4 года – на 54%, а среди детей возрастом 4–7 лет использование дополнительных подушек уменьшает количество серьезных клинических травм на 59% по сравнению с использованием одного лишь ремня безопасности. Для детей возрастом более 10 лет или ростом выше 150 см должны использоваться обычные ремни безопасности, которые на 40–65% уменьшают риск выброса из машины и риск получения серьезных или смертельных травм.
Неудовлетворительный присмотр со стороны взрослых часто оказывается главным фактором в возникновении детских травм, но связанные с этим проблемы сложны и они взаимодействуют со многими факторами, осложняющими ситуацию в наиболее уязвимых и подверженных риску семьях. Родители, работники социальных служб и медики обысно единогласны в том, что дети дошкольного возраста в особенности должны находится под «постоянным» контролем. Это означает, что для минимизации риска получения травмы дети не должны оставаться без присмотра более пяти минут.
Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания!!